понедельник, 28 ноября 2016 г.

Организация коррекционно – развивающего процесса в группе «Особый ребенок»



Дети, объединенные в группу «Особый ребенок», долгое время считались «необучаемыми». Данное мнение бытует и по сей день. Совершенно не обучаемых детей не существует, так как каждый ребенок может усвоить какой-то определенный опыт.
Дети с выраженной умственной отсталостью имеют значительные недостатки (дефекты) психического развития, поэтому важно выяснить положения, на которых должна строится коррекционно – развивающая работа.

Успешность обучения и воспитания во многом зависит от адекватности выбранных методов, форм и содержания работы особенностями детей, для которых эта работа предназначена. Соотношение сохранных и нарушенных функций у каждого ребенка своеобразно. Поэтому выстраивать коррекционно-развивающий процесс нужно с опорой на индивидуальные особенности детей.

Учебно-воспитательный процесс в группе «Особый ребенок» носит фронтальную коррекционно-развивающую направленность. Разумно организованная среда, предупреждение перегрузок способствует оптимизации протекания психических процессов. Кроме того, в групповой работе применяется специально разработанная система психокоррекционных приемов и методик. Педагоги применяют следующие специальные психокоррекционные системы, основанные на ведущей для данного возраста формы деятельности: игровая коррекция, психогимнастика, музыкотерапия. Элементы этих систем используются и на других занятиях.

Доступность обучения предполагает, что предлагаемые задания, формы деятельности, содержание находятся в зоне ближайшего развития ребенка и могут быть выполнены и освоены с помощью и при поддержке взрослого. Определение стратегических направлений коррекционно - развивающей работе начинается с этапа диагностики. Сотрудники стремятся как можно полнее описать сохранные и нарушенные функции у каждого ребенка. 

Материал собирается в процессе наблюдений и проведения специальных психо – диагностических методик. Очень полезна информация о неврологической микросимптоматике, предоставляемая врачом – невропатологом. Использование нейропсихологических методик диагностики и данных неврологического обследования помогает обнаружить дисфункции определенных мозговых структур, выявить нарушения праксиса, гнозиса, выработать подходы коррекционно – восстановительного обучения. 
Например, во время обследования у Коли Г. выявлена дисфункция правого полушария, игнорирование ближнего поля зрения. На основе этого разработаны рекомендации для проведения коррекционно – развивающей работы: использование тактильных игр, взаимодействия с различными материалами, ритмических занятий, пространственных игр (ловля мяча слева, катать мяч, кружиться через левое плечо, кататься по полу и т.п.), игр с водой, рисование левой рукой на вертикальной поверхности, двуручной работы, игры на барабане двумя руками с перекрестом, попеременно и т.п. 

При обследовании Веры Л. установлена легкая недостаточность левого полушария, игнорирование ближнего поля зрения, недостаточность зрительно – моторной координации, диффузная дистония. В соответствии с этим рекомендуется ритмико – темповые упражнения, игры для развития мелкой моторики, рисовать и писать на вертикальной поверхности, прослеживать предметы в ближнем поле, на расстоянии от глаз 20см, использовать элементы фоноритмики при обучении грамоте и произношению, обучать программированию действий, развивать общую моторику, работать над организацией пространства. Таким образом выявляются специфические проблемы у каждого ребенка и намечаются пути их преодоления. 

Затем составляются планы групповой коррекционно – развивающей работы, в которых отражаются общие и частные проблемы детей. На первых годах ставятся следующие коррекционные задачи: повышение общей психологической активности, развитие общей и мелкой моторики, расширение общего кругозора учащихся, обогащение активного и пассивного словаря, формирование связного говорения, слушания, развитие зрительно – моторной координации, пространственных ориентировок, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, формирование навыков взаимодействия со взрослыми, тренировки в выполнении простейших инструкций, подчинении несложными правилами, овладение играми – манипуляциями, процессуальными играми, элементами сюжетно – ролевых игр, коллективными играми с простыми правилами, формирование элементарных навыков изобразительной деятельности, счета, развитие слуховой и зрительной памяти, внимания, упорядочение поведения детей, развитие предметно – практической деятельности, навыков самообслуживания, овладение простыми видами хозяйственно - бытового труда, навыками общения и поведения в учебных, игровых, бытовых ситуациях, общественных местах, при участии в массовых мероприятиях. По мере развития детей усложняются задачи, содержание и формы работы. 

Важно, что все выше названные задачи решаются на всех уроках, но несколько специфическими методами, характерными для того или иного предмета обучения. Отличительной чертой организации коррекционно – развивающего процесса в группе «Особый ребенок» является взаимопроникновение учебных занятий. На различных уроках широко используются рисование, темпо – ритмические двигательные упражнения, прослушивание музыкальных произведений, танцы, предметно - практическая деятельность, конструирование, лепка, драматизации, игровая деятельность.

Общими чертами в организации разных учебных занятий является четкая структурированность, ритмичность, создание атмосферы доверия, обеспечение чувства безопасности у детей. Чередование занятий в течение дня, недели, определенная повторяемость и смена видов деятельности содействуют восстановлению работоспособности детей, гармонизации их эмоционального состояния, повышению психической активности, тренировке саморегуляции. 

Успешность коррекционно – развивающей работы зависит от подготовленности специалистов к работе с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения, к тому же осложненные комбинированными дефектами. Задачи подготовки и переподготовки кадров решает школьная методическая служба. При проведении такой работы большое значение имеет отбор, точнее подбор педагогов по личностным и профессиональным качествам. 

Приоритетными качествами считаются способность к творческому решению проблем, гибкость, нестандартность мышления, высокая обучаемость, чуткость к затруднениям учащихся, терпимость, эмоциональность в сочетании со стрессоустойчивостью, владение широким диапазоном методов и методик взаимодействия с детьми, устойчивый интерес к психологическим и медицинским проблемам в развитии детей, реализм и готовность к постоянному поиску путей разрешения проблем.

Поскольку родители являются непосредственными участниками учебно – воспитательного процесса, то важно достигнуть взаимопонимания семьи и школы в разрешении проблем ребенка. На базе группы «Особый ребенок» работает Школа для родителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий