Дети, объединенные в группу «Особый ребенок», долгое время считались «необучаемыми». Данное мнение бытует и по сей день. Совершенно не обучаемых детей не существует, так как каждый ребенок может усвоить какой-то определенный опыт.
Дети с выраженной умственной отсталостью имеют значительные недостатки (дефекты) психического развития, поэтому важно выяснить положения, на которых должна строится коррекционно – развивающая работа.
Успешность обучения и воспитания во многом зависит от адекватности выбранных методов, форм и содержания работы особенностями детей, для которых эта работа предназначена. Соотношение сохранных и нарушенных функций у каждого ребенка своеобразно. Поэтому выстраивать коррекционно-развивающий процесс нужно с опорой на индивидуальные особенности детей.
Доступность обучения
предполагает, что предлагаемые задания, формы деятельности, содержание
находятся в зоне ближайшего развития ребенка и могут быть выполнены и освоены с
помощью и при поддержке взрослого. Определение стратегических направлений
коррекционно - развивающей работе начинается с этапа диагностики. Сотрудники
стремятся как можно полнее описать сохранные и нарушенные функции у каждого
ребенка.
Материал собирается в процессе наблюдений и проведения специальных
психо – диагностических методик. Очень полезна информация о неврологической
микросимптоматике, предоставляемая врачом – невропатологом. Использование
нейропсихологических методик диагностики и данных неврологического обследования
помогает обнаружить дисфункции определенных мозговых структур, выявить нарушения
праксиса, гнозиса, выработать подходы коррекционно – восстановительного
обучения.
Например, во время обследования у Коли Г. выявлена дисфункция правого
полушария, игнорирование ближнего поля зрения. На основе этого разработаны
рекомендации для проведения коррекционно – развивающей работы: использование
тактильных игр, взаимодействия с различными материалами, ритмических занятий,
пространственных игр (ловля мяча слева, катать мяч, кружиться через левое
плечо, кататься по полу и т.п.), игр с водой, рисование левой рукой на
вертикальной поверхности, двуручной работы, игры на барабане двумя руками с
перекрестом, попеременно и т.п.
При обследовании Веры Л. установлена легкая
недостаточность левого полушария, игнорирование ближнего поля зрения,
недостаточность зрительно – моторной координации, диффузная дистония. В
соответствии с этим рекомендуется ритмико – темповые упражнения, игры для
развития мелкой моторики, рисовать и писать на вертикальной поверхности,
прослеживать предметы в ближнем поле, на расстоянии от глаз 20см, использовать
элементы фоноритмики при обучении грамоте и произношению, обучать
программированию действий, развивать общую моторику, работать над организацией
пространства. Таким образом выявляются специфические проблемы у каждого ребенка
и намечаются пути их преодоления.
Затем составляются планы групповой
коррекционно – развивающей работы, в которых отражаются общие и частные
проблемы детей. На первых годах ставятся следующие коррекционные задачи:
повышение общей психологической активности, развитие общей и мелкой моторики,
расширение общего кругозора учащихся, обогащение активного и пассивного
словаря, формирование связного говорения, слушания, развитие зрительно –
моторной координации, пространственных ориентировок, зрительного гнозиса,
конструктивного праксиса, формирование навыков взаимодействия со взрослыми,
тренировки в выполнении простейших инструкций, подчинении несложными правилами,
овладение играми – манипуляциями, процессуальными играми, элементами сюжетно –
ролевых игр, коллективными играми с простыми правилами, формирование
элементарных навыков изобразительной деятельности, счета, развитие слуховой и
зрительной памяти, внимания, упорядочение поведения детей, развитие предметно –
практической деятельности, навыков самообслуживания, овладение простыми видами
хозяйственно - бытового труда, навыками общения и поведения в учебных, игровых,
бытовых ситуациях, общественных местах, при участии в массовых мероприятиях. По
мере развития детей усложняются задачи, содержание и формы работы.
Важно, что
все выше названные задачи решаются на всех уроках, но несколько специфическими
методами, характерными для того или иного предмета обучения. Отличительной чертой
организации коррекционно – развивающего процесса в группе «Особый ребенок»
является взаимопроникновение учебных занятий. На различных уроках широко
используются рисование, темпо – ритмические двигательные упражнения,
прослушивание музыкальных произведений, танцы, предметно - практическая
деятельность, конструирование, лепка, драматизации, игровая деятельность.
Общими чертами в
организации разных учебных занятий является четкая структурированность,
ритмичность, создание атмосферы доверия, обеспечение чувства безопасности у
детей. Чередование занятий в течение дня, недели, определенная повторяемость и
смена видов деятельности содействуют восстановлению работоспособности детей,
гармонизации их эмоционального состояния, повышению психической активности, тренировке
саморегуляции.
Успешность коррекционно – развивающей работы зависит от
подготовленности специалистов к работе с детьми, имеющими выраженные
интеллектуальные нарушения, к тому же осложненные комбинированными дефектами.
Задачи подготовки и переподготовки кадров решает школьная методическая служба.
При проведении такой работы большое значение имеет отбор, точнее подбор
педагогов по личностным и профессиональным качествам.
Приоритетными качествами
считаются способность к творческому решению проблем, гибкость, нестандартность
мышления, высокая обучаемость, чуткость к затруднениям учащихся, терпимость,
эмоциональность в сочетании со стрессоустойчивостью, владение широким
диапазоном методов и методик взаимодействия с детьми, устойчивый интерес к
психологическим и медицинским проблемам в развитии детей, реализм и готовность
к постоянному поиску путей разрешения проблем.
Поскольку родители
являются непосредственными участниками учебно – воспитательного процесса, то
важно достигнуть взаимопонимания семьи и школы в разрешении проблем ребенка. На
базе группы «Особый ребенок» работает Школа для родителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий